Сценарий скрипт что это

Запрос «Сценарий (программирование)» перенаправляется сюда; см. также другие значения.

Сценарный язык (язык сценариев, жарг. скрипто́вый язык; англ. scripting language) — высокоуровневый язык сценариев (англ. script) — кратких описаний действий, выполняемых системой. Разница между программами и сценариями довольно размыта. Сценарий — это программа, имеющая дело с готовыми программными компонентами[1].

Согласно Джону Устерхауту, автору языка Tcl, высокоуровневые языки можно разделить на языки системного программирования (англ. system programming languages) и сценарные языки (англ. scripting languages). Последние он также назвал склеивающими языками (англ. glue languages) или языками системной интеграции (англ. system integration languages). Сценарии обычно интерпретируются, а не компилируются[2], хотя сценарные языки программирования один за другим обзаводятся JIT-компиляторами[3][4][5].

В более узком смысле под скриптовым языком может пониматься специализированный язык для расширения возможностей командной оболочки или текстового редактора и средств администрирования операционных систем[6].

Содержание

Языки программирования вообще и сценарные языки в частности могут быть классифицированы множеством различных способов.

В плане быстродействия скриптовые языки можно разделить на языки динамического разбора (sh, COMMAND.COM) и предварительно компилируемые (Perl). Языки динамического разбора считывают инструкции из файла программы минимально требующимися блоками, и исполняют эти блоки, не читая дальнейший код. Предкомпилируемые языки транслируют всю программу в байт-код и затем исполняют его. Некоторые скриптовые языки имеют возможность компиляции программы «на лету» в машинный код (т. н. JIT-компиляция).

По применению языки можно грубо разделить на три типа[7]:

  • командно-сценарные;
  • прикладные сценарные;
  • универсальные сценарные.

Командно-сценарные языки[править | править вики-текст]

Появились ещё в 1960-х годах для управления заданиями в операционных системах. Из языков того времени наиболее известен JCL для OS/360. В этот класс входят языки пакетной обработки (англ. batch language) скрипт и языки командных оболочек, например sh, csh для Unix. Эти языки чаще всего используются в пакетном режиме обработки[7].

Например, язык AppleScript операционной системы MacOS имеет редактор Script Editor, который позволяет записывать действия по мере их выполнения пользователем в системе в файл сценария (текстовый файл) и оформлять в виде исполняемой программы. Такой подход позволяет составлять простейшие сценарии непрограммирующим пользователем[8].

Встроенные (прикладные сценарные) языки[править | править вики-текст]

Основная статья: Предметно-ориентированный язык#Встраиваемые языки

Сценарные языки этого типа начали появляться в 1980-е годы, когда на промышленных персональных компьютерах сценарий скрипт что это стало возможным интерактивное общение с ОС. В клиент-серверной архитектуре такие языки работали в клиентской части программного обеспечения[7].

Языки общего назначения[править | править вики-текст]

Этот тип сценарных языков наиболее известен (особенно в применении к веб-программированию). Языки этого типа стали возникать с 1990-х годов[7].

Следует заметить, что многие языки этой категории имеют более широкое применение, чем в качестве просто языков сценариев.

Создатель Java Джеймс Гослинг отвёл динамическим языкам программирования (упомянув PHP и Ruby) роль сценарных языков, генерирующих веб-страницы, но непригодных для применения в более широкой нише приложений из-за проблем с масштабируемостью и производительностью[9]. Приверженцы динамических языков не оставили критику без ответа по всем пунктам, в частности о его старании представить современные динамические языки всего лишь «сценарными»[10].

Основная статья: Плагин

Для написания пользовательских расширений могут использоваться как скрипты (в терминологии некоторых программ «макросы»), так и плагины (независимые модули, написанные на компилируемых языках; в некоторых программах они могут называться «утилитами», «экспортёрами», «драйверами»).

Скриптовый язык удобен в следующих случаях:

  1. Если нужно обеспечить программируемость без риска дестабилизировать систему. Так как, в отличие от плагинов, скрипты интерпретируются, а не компилируются, неправильно написанный скрипт выведет диагностическое сообщение, а не приведёт к системному краху;
  2. Если важен выразительный код. Во-первых, чем сложнее система, тем больше кода приходится писать «потому, что это нужно». Во-вторых, в скриптовом языке может быть совсем другая концепция программирования, чем в основной программе — например, игра может быть монолитным однопоточным приложением, в то время как управляющие персонажами скрипты выполняются параллельно или как сопрограммы. В-третьих, скриптовый язык имеет собственный проблемно-ориентированный набор команд, и одна строка скрипта может делать то же, что несколько десятков строк на традиционном языке. Как следствие, на скриптовом языке может писать программист очень низкой квалификации — например, геймдизайнер своими руками, не полагаясь на программистов, может корректировать правила игры;
  3. Если требуется кроссплатформенность. Хорошим примером является JavaScript — его исполняют браузеры под самыми разными ОС.

У плагинов же есть три важных преимущества.

  1. Готовые программы, оттранслированные в машинный код, выполняются значительно быстрее скриптов, которые интерпретируются из исходного кода динамически при каждом исполнении. Поэтому скриптовые языки не применяются для написания программ, требующих оптимальности и быстроты исполнения. Но из-за простоты они часто применяются для написания небольших, одноразовых («проблемных») программ.
  2. Полный доступ к любому аппаратному обеспечению или ресурсу ОС (в скриптовом языке для этого должен существовать специальный API, написанный на компилируемом языке). Плагины, работающие с аппаратным обеспечением, традиционно называют драйверами.
  3. Если предполагается интенсивный обмен данными между основной программой и пользовательским расширением, для плагина его обеспечить проще.
  1. Сузи Р. Сценарные языки: Python. «Мир ПК», 9, 2001
  2. Ousterhout, 1998.
  3. LuaJIT
  4. PyPy
  5. Joab Jackson (IDG News Service), Facebook releases a PHP just-in-time compiler
  6. Денисов Ю. А., Программирование для гуманитариев, 12. Лекция: Представление грамматик, интуит.ру
  7. 1 2 3 4 5 6 7 Богатырев, 2001.
  8. Трофимов, Трофимова, 1997.
  9. James Gosling: «Java Is Under No Serious Threat From PHP, Ruby or C#»
  10. Ryan Tomayko, Gosling Didn’t Get The Memo

Источник: https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A1%D1%86%D0%B5%D0%BD%D0%B0%D1%80%D0%BD%D1%8B%D0%B9_%D1%8F%D0%B7%D1%8B%D0%BA


Закрыть ... [X]

Чат Дружба. Чат знакомств и общения на любые темы. Хорошая Прически на детские волосики


ХОЛОДНЫЕ ЗВОНКИ. Интернет-тренинг. Назначение встречи по Чат знакомства чат без регистрации восьмерка Трансактный анализ, как метод психотерапии Скрипты продаж бесплатно. Генератор ft Сценарный язык Википедия Завалинка (Кому за 40) Bash Википедия JavaScript required «Красный, желтый, зеленый». Работа по ознакомлению с ПДД Аевит для кожи лица. Применение. Отзывы ИЛА РАН Как заточить цепь бензопилы: инструкция для работ Как провести розыгрыш вконтакте по репостам - полная поэтапная процедура Лучшая добавка в прикормку. Рецепт приготовления каши из пшена и гороха Людвиг ван Бетховен (Ludwig van Beethoven)