Сценарии к дню мета

Невозможно охватить все разнообразие тем, подходящих для детских праздников. Бесконечно число вариантов сюжетов по книгам и фильмам, о перемещениях во времени и пространстве, проживании разных событий и всевозможной деятельности. Однако, читая или сочиняя сценарии, начинаешь замечать в них общие элементы, структуры. Пока мне удалось найти семь таких мета-тем:

1. Школа. С ней и придумывать праздник просто – нужно лишь наполнить структуру заданиями-уроками, и проводить несложно – идея сменяющихся занятий знакома детям любого возраста. При этом школа может присутствовать в самом празднике – так в “Школу магии” или в “Школу ниндзя Кога-рю”дети сознательно приходят учиться. Но при желании школьной терминологии можно избежать, назвав уроки испытаниями, миссиями, тренировками. Цель обучения бывает разной. Младшим детям достаточно участвовать в уроках, иногда и просто присутствовать на них. А вот в празднике “Школа детективов” выполнение заданий – испытание, которое нужно пройти, если хочешь открыть собственное агентство. В сценарии “Спецагенты” еще более явная нацеленность на результат – чтобы продвинуться дальше, нужно успешно справиться хотя бы с частью уроков. Совсем по-другому используется эта структура в празднике “Волшебный остров” – здесь не уроки проверяют детей, а дети знакомятся с разновидностями волшебства и выбирают свое предназначение. Идея школы подходит для детей с 4-5 лет и до подросткового возраста. Но даже для младших детей желательно (а для старших так просто обязательно) дополнять структуру финалом, где дети или что-то находят, кого-то побеждают, пользуясь полученными в школе знаниями. Или переходят после обучения на новый уровень и праздник продолжается уже в другом формате. Не стоит заканчивать обучение и праздник простым вручением свидетельств об окончании школы.

2. Путешествие. Тоже простой сценарий, открытый для модификаций и позволяющий контролировать длительность праздника (какие-то станции всегда можно проследовать без остановок). Путешествовать можно на любом транспорте или пешком. Важным элементом тут является карта маршрута, по которой дети смотрят, куда двигаться. Карта может быть как сценарии к дню мета точной копией плана местности, так и просто линией с отмеченными (словами или пиктограммами) остановками. Именно эти остановки и порядок их следования друг за другом, то, что дети по маршруту предвидят, что будет дальше, а не просто идут за ведущим, держат праздник. Своей удачной находкой для таких сценариев считаю веревочный транспорт, позволяющий детям двигаться и не разбегаться. Веревочное кольцо, внутрь которого забираются дети, превращается в звездолет, самолет, корабль; для поезда лучше использовать длинную веревочку, чтобы дети, держась за нее, шли друг за другом. Такие путешествия лучше подходят для улицы и больших помещений. Дома вполне можно путешествовать не вставая с дивана (нужно только предварительно решить, каким транспортом будет этот диван) или построить машину из картона, легкой мебели. Но карта маршрута актуальна и в этом случае. Сценарии-путешествия подходят для самых маленьких детей, но цель путешествия для них должна быть простой и понятной – так в сценарии “Чунга-чанга” дети просто едут на праздник попугаев. Для детей постарше смыслом поездки может быть помощь кому-то, например, в празднике “Путешествие на поезде” дети везут важный груз. Если в первой части праздника детей занесло неведомо куда, целью мета путешествия логично сделать возвращение домой.

3. Мир. Если вы любите выдумывать волшебные страны, населенные необычными существами, этот способ самый лучший. В нем тоже важно вручить детям карту мира. Но она отличается от маршрута путешествия, здесь задача карты – показать, что есть в этом мире – города и реки, чащи и болота, домики и замки. Лучше всего, если сценарий позволяет свободно обходить жителей мира, с каждым из которых связано какое-то задание. Страна не обязательно должна быть волшебной, так в празднике “Динозавры!” дети знакомятся с миром динозавров. Дети могут что-то искать-собирать (например в сценарии “Дверь в волшебную страну” они ищут кусочки названия этой страны, без которых из нее не выбраться), могут помогать герою, призвавшему их в этот мир. В познавательном сценарии можно отправиться в какой-то условно-реальный мир (например, в Древний Египет или в организм человека) получив бланк с вопросами, ответы на которые нужно найти в ходе экспедиции. Самая сложная задача – разобраться в ситуации, в устройстве мира. В этом случае детям придется гулять по местности, посещая одни и те же домики. Вот эта возможность гулять по выдуманному миру, а после окончания сценарной части и вовсе остаться там жить – очень ценная. Еще стоит помнить, что малышам доступен только мир, состоящий из знакомых им объектов, лучше без волшебства.

4. Сбор ингредиентов. Это частный случай Мира или Путешествия, который я решила выделить в отдельную структуру, поскольку из нее получается множество разных сценариев. В празднике “Колдун Вьюгин” дети собирают ингредиенты зелья радости, в празднике “Снежная страна” – части часов. Но может быть и не так явно, например, в сценарии “Бременские музыканты”, “ингредиентами” оказываются петух, кот, осел и пес. Главный артефакт такого праздника уже не карта, а рецепт. Чем дети старше, тем менее очевидными должны быть для них места, где искать нужные ингредиенты. В итоге можно выстроить очень сложный, запутанный сценарий для подростков. Эти праздники подходят детям любого возраста, но наиболее актуальны именно для подросших, отказывающихся просто играть в выдуманном мире, детей.

5. Поиск. Это квест в празднике, череда заданий, выполнение которой приводит к кладу. Главное отличие тут не в форме (она может быть похожа на любую из предыдущих), а в обязательной нацеленности на результат. Наверное, самая избитая тут тема – поиск пиратских сокровищ. Для поиска тоже требуется карта, но карта сокровищ обычно показывает преграды, которые нужно преодолеть, все остальное не важно. Этот сценарий опасен легкой возможностью манить детей поисками клада, а не увлекать поворотами сюжета. Как-то печально, если детей более праздника интересует то, что они получат в конце. Но всегда можно придумать какую-то альтруистическую цель, не предполагающую материальных призов. Например, расследовать преступление, спасать мир. Тематический праздник с поиском можно сравнить с обычными квестами. Но в празднике все-таки более проработан мир, персонажи. В квестах даже если тема обозначена, она ограничивается краткой легендой, озвученной при постановке задачи.

6. Литературный сюжет. Важным отличием такой структуры является взаимодействие событий и персонажей. В Мире, да и других видах сценариев, обитатели оживают только в тот момент, когда дети их обнаруживают. Здесь же все время что-то происходит. Самому придумать такой сюжет трудно, проще использовать любимые ребенком книги, фильмы. Например, в сценарии “Таинственные происшествия в Хогвартсе” на первый взгляд детей ждет все та же учеба в магической школе. Но это не так, параллельно, скрытно от них, происходят некие события, которые нужно заметить, разобраться, пока не стало слишком поздно. В сценарии “Звездные войны: секретная миссия” двойных событий нет, но есть внешние обстоятельства, которые нарушают планы детей. С маленькими детьми можно и нужно идти по сюжету любимой сказки. С детьми постарше труднее, поскольку потребуется, сохранив дух книги, придумать новые приключения, еще незнакомые детям. Несомненный плюс литературного сюжета (конечно, если книга любимая и зачитанная до дыр, но другую и брать не стоит) в том, что не придется беспокоиться, как ввести детей в тему. Даже если где-то останется “дырка” в сценарии – дети сами додумают, что произошло.

7. Проживание. В простом варианте – это возможность присутствовать при развитии какого-то явления, события. Например, в сценарии “Гусеничка” малыши наблюдают за метаморфозами маленького яичка. Такой праздник скорее похож на интерактивный спектакль. В проживании перед детьми не стоит никаких целей, есть только задача быть, наблюдать, иногда – найти себе занятие или обустроить дом. Долгое время я думала, что этот тип сценариев для исключительно для малышей. Но потом появился один из самых удачных праздников для старших детей “Лес:режим выживания”, вполне подходящий под эту структуру. В сочинении такого сценария стоит исходить из деятельности (обычно нескольких видов), которая понравится детям. Отдельно стоит подумать, как и чем завершить праздник. Для ситуаций, когда на ограниченное время арендуется помещение для праздника он не подходит, проживать события лучше без спешки, может быть и не один день.

Буду рада обсудить перечисленные структуры подробнее, возможно вы замечали и какие-то другие мета-темы, которые можно добавить к этому списку. В заключение хочу еще раз объяснить, зачем все это нужно. Сценарий тематического праздника – это логичная связанная история.  Одно неудачное задание никак не повлияет на праздник, а вот разваливающуюся структуру не спасет и десяток великолепных заданий. Простая и логичная структура позволяет детям в каждый момент времени понимать свое место в сказке и свою цель. Ведущий может выйти на пять минут из комнаты, вернуться и обнаружить, что дети не разбежались, а приключения продолжаются. Понятно, что с такими детьми не нужно выбиваться из сил, чтобы всех собирать и держать внимание. И еще один плюс (хотя думаю, что их еще много) – простую ясную структуру ведущему легко держать в голове, так что меньше опасности запутаться и потеряться.

Узнать подробнее об упомянутых с статье Праздниках в коробке можно здесь, об электронных сценариях здесь.


Источник: http://orangefrog.ru/meta-temy-dlya-detskix-prazdnikov/



Рекомендуем посмотреть ещё:


Закрыть ... [X]

Ми - діти твої, Україно! (Сценарій до Дня незалежності України та) Сценарий для выкупа невесты в стиле авиакомпании


Сценарий летнего утренника «8 июля - День семьи, любви и День знань. 1 вересня - Навчально-методичний кабінет Сценарії до Дня соборності України - Веселі сценки Сценарій родинного свята Тепло сімейного вогнища День Победы: Сценарии к 9 мая. Победа в. - Meta Мета-темы для детских праздников - OrangeFrog Сценарії Шкільне життя

Похожие новости