Общеразвивающие программы по бисероплетению

общеразвивающие МОУ ДОД «Дом детского творчества» р.п. Духовницкое

Духовницкого района Саратовской области

Рекомендована

к утверждению

педагогическим советом

МОУ ДОД «Дом детского творчества» р.п. Духовницкое Духовницкого района Саратовской области

Протокол №___ от «__»___________2015г

«Утверждаю»

Директор МОУ ДОД «Дом детского творчества» р.п. Духовницкое Духовницкого района Саратовской области

____________Смирнова Е.В.

Приказ №___ от «__»____________2015г

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ

ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА

художественно-эстетической направленности

(декоративно-прикладного творчества)

объединения «Волшебный бисер»

для детей 7-17 лет

срок реализации программы — 3 года

Вид программы: модифицированная

Программа разработана педагогом дополнительного образования

Шибковой Светланой Александровной на основе:

1. Методических рекомендаций к курсу

«Бисероплетение»

Автор: Парамонова А.С.

2. Дополнительная общеобразовательная программа

«Мастерица»

Автор: Блохина А.Ф.

р.п. Духовницкое

2015 г.

Программа переутвержденана 20___ год, протокол педсовета № ___ от «___»_________ 20___ г.

Директор МОУ ДОД «Дом детского творчества» р.п. Духовницкое Духовницкого района Саратовской области _________________ Смирнова Е.В. Приказ №___ от «___»_________ 20___ г.

(подпись)

Пояснительная записка.

Образовательная программа по бисероплетению составлена на основе дополнительной общеобразовательной программы «Мастерица» автор: Блохина А.Ф. и изучению существующей литературы по декоративно-прикладному творчеству, а также на основе собственного опыта по работе с бисером.

Предлагаемый в данной программе вид рукоделия – бисероплетение. Бисероплетение является традиционным для народного творчества, а, следовательно, имеет свои технические и художественные особенности.

Бисероплетение является не только увлекательным, но и полезным занятием для детей. Оно способствует развитию мелкой моторики, координации движений, гибкости пальцев. А все это в свою очередь связано с умственным и речевым развитием ребенка.

Основная задача кружка заключается в формировании у детей и подростков практических трудовых навыков, творческой активности, в воспитании художественного вкуса. Занятия в кружке не только сочетают различные виды практической работы по изготовлению изделий, но и открывают детям прекрасный мир народного искусства, который несет в себе многовековые представления о красоте и гармонии.

На протяжении всей истории человечества народное искусство было неотъемлемой частью национальной культуры. Народное искусство сохраняет традиции преемственности поколений. Основу декоративно-прикладного искусства составляет творческий ручной труд мастера. Бисероплетение известно с глубокой древности как вид художественных ремесел. Из поколения в поколения передавались его лучшие традиции. Бисероплетение сохраняет своё значение и в наши дни. Занятие бисероплетением вызывает у детей большой интерес. Вызывать у детей интерес к творчеству, пробудить желание творить самостоятельно – одна из главных задач руководителя кружка.

И, как показывает практика, увлечение ребят поначалу лишь непосредственным предлагаемых образцов изделий постепенно перерастает в стремление самим придумывать образ, а затем воплощать его в материале.

Работы по бисероплетению привлекают детей своими результатами. Поделка, сделанная ребенком, является не только результатом труда, но и творческим выражением его индивидуальности. Игрушка, прошедшая через руки ребёнка, становится особенно привлекательной. Вещь, над которой он трудился, вкладывал в неё выдумку, фантазию и любовь, особенно дорога ему.

В ходе кружковой работы, учащиеся знакомятся с основными способами бисероплетения, основами дизайна, углубляют знания по цветоведению. У них развивается мелкая моторика, эстетический вкус, формируется представление о декоративно-прикладном искусстве. Дети учатся экономно расходовать используемый в работе и материал, развивают художественный вкус, формируют профессиональные навыки, ‹‹культуру творческой личности››. Формирование ‹‹культуры творческой личности›› предполагает развитие в ребенке природных задатков, творческого потенциала, специальных способностей. У учащихся начальных классов еще недостаточна развита мускулатура рук, мелкая моторика рук, нет необходимой координации движений, слабо развит глазомер. Данные обстоятельства требуют от педагога, кроме фронтального инструктажа, широко использовать индивидуальный. Результат будет достигнут, если ребёнок на занятии займёт позицию ‹‹я хочу это сделать сам››. В задачу педагога входит создать условия, при которых потенциал ребёнка будет использован полностью. На теоретическую часть занятия должно отводится меньше времени, чем на практические действия. Следует помнить, что воспитывающий и развивающий потенциал занятий снижается, если ребёнок привыкает работать только ‹‹ под диктовку›› учителя по принципу ‹‹делай как я››, выполнять роль исполнителя, недостаточно ясно и точно понимающего как связать между отдельными операциями при изготовлении изделия и конечным результатом. Использование схем и других видов изобразительной наглядности увеличивает время на занятии на практическую работу, позволяет наиболее подготовленным учащимся работать самостоятельно, соединяя ‹‹работу ума и рук››, а педагог имеет большую возможность оказать помощь менее подготовленным учащимся. С самого начала процесса обучения необходимо систематически обращать внимание детей на соблюдение правил безопасности труда. Творческое развитие детей осуществляется через знакомство с произведениями декоративно-прикладного искусства, традициями народных ремёсел, образцов дизайнерских разработок. Изготовление своими руками красивых и нужных предметов вызывает повышенный интерес к работе и приносит удовлетворение результатами труда. Изделия могут выполнятся как индивидуально, так и коллективно.

Результатом реализации данной программы являются конкурсы, выставки детских работ, использование поделок-сувениров в качестве подарков. Общественное значение результатов декоративно-прикладной деятельности учащихся играет определённую роль в их воспитании.

Дополнительная образовательная программа ‹‹Волшебный бисер›› является прикладной, носит практико-ориентировочный характер и направлена на овладение учащимися основных приёмов бисероплетения. Обучение по данной программе создаёт благоприятные условия для интеллектуального и духовного воспитания личности ребёнка, социально-культурного и профессионального самоопределения, развитие познавательной активности и творческой самореализации учащихся.

Новизна программы заключается в развитии у учащихся творческого, нестандартного подхода к выполнению заданий по выбору композиций, цветовой гаммы и необходимых материалов для изготовления изделий и т.п..

Актуальность программы в том, что её освоение способствует формированию и развитию практических умений и навыков при работе с бисером. Реализация программы способствует развитию мелкой моторики, координации движений, гибкости пальцев. А все это в свою очередь связано с умственным и речевым развитием ребенка. Кроме того, реализация программы способствует формированию эстетического вкуса ребёнка. А также бисероплетение как вид декоративно-прикладного искусства содержит в себе огромный потенциал для приобщения воспитанников к культурным, нравственным и духовным ценностям народа.

Педагогическая целесообразность программы

Умение нанизывать бисер на проволоку очень кропотливый и в то же время захватывающий процесс, который нравится детям, а создание игрушек и поделок является для них очень действенным мотивом. Педагогическая целесообразность выбранного направления заключается в том, что дети вовлекаются в трудовую и учебную деятельность очень схожую с игровой, которая еще недавно была ведущей, и поэтому оказывает большое влияние на всестороннее развитие ребенка.

Все учебные занятия, кроме формирования знаний и умений по бисероплетению, направлены на общее развитие ребенка. Расширяется кругозор ребенка о народных традициях и праздниках, их современной направленности, дается возможность проявить творческие способности обучающегося.

За время обучения у детей формируется осознание необходимости думать и понимать, а не просто повторять определенные движения.

Выполняя практические задания, дети развивают у себя произвольные движения, которые необходимы для успешного обучения в школе, в частности, мелкую психомоторику, которая напрямую влияет на развитие речи и умственное развитие в целом.

Сегодня большинство родителей нацеливают детей на занятия умственными видами деятельности или так называемыми «перспективными» (английский язык, информатика, пение, танцы и т.п.), а вот современный рынок труда требует хороших, квалифицированных, образованных рабочих, то есть профессионалов, творящих руками. Поэтому воспитание уважительного отношения к людям, которые могут своими руками изготовить уникальную вещь, является важной и актуальной задачей при подготовке детей к взрослой жизни.

На занятиях у детей воспитывается трудолюбие, желание доводить до конца начатое дело, взаимопомощь и взаимовыручка. Большое значение уделяется целеустремленности, желанию получать все больше новых знаний и умений в искусстве бисероплетения.

Цель программы является расширение знаний и приобретение практических навыков в области древнего вида рукоделия – бисероплетение, развитии у учащихся творческого, нестандартного подхода к выполнению заданий по выбору композиций, цветовой гаммы и необходимых материалов для изготовления изделий. формирование в детях духовно-культурных ценностей через овладение искусством бисероплетения. Нравственно-эстетическое воспитание детей при обучении основам бисероплетения.

Задачи:

Образовательные:

- овладеть основами бисероплетения;

- овладеть практическими навыками и приемами изготовления и декорирования изделий из бисера;

- расширить знания об истории возникновения и развития бисероплетения;

- обучиться различным техникам бисероплетения;

- сформировать знания по основам композиции, цветоведения и материаловедения.

Развивающие:

- развивать моторные навыки;

- сформировать эстетический и художественный вкус;

- развивать образное мышление, фантазию, творческие способности, внимание;

- повышать общий интеллектуальный уровень;

- способствовать обогащению навыков общения и умений совместной деятельности;

- способствовать расширению кругозора;

- содействовать адаптации обучающихся к жизни в обществе.

Воспитательные:

- привить интерес к культуре, истокам народного творчества;

- обеспечить доведение начатого дела до конца;

- способствовать взаимопомощи при выполнении работы;

- воспитать трудолюбие, терпение, усидчивость, выносливость, внимательность;

- формировать общую культуру обучающихся;

- содействовать организации содержательного досуга;

- формирование навыков здорового образа жизни;

- воспитание духовно-нравственных, гражданско-патриотических ценностей обучающихся.

Особенности программы.

Отличительные особенности данной программы от уже существующих.

Отличительные особенности программы. Программа ‹‹Волшебный бисер›› разработана на основе:1. Методических рекомендаций к курсу

«Бисероплетение» автор: Парамонова А.С..2. Дополнительная общеобразовательная программа «Мастерица» автор: Блохина А.Ф.. Отличительной особенностью данной программы является расширение разнообразия видов работ с бисером, выбор технике плетения, материала и тематике работ.

В данной программе первый год обучения отводится на изготовление поделок из бисера на проволоке. Выбор проволоки, как основного материала для низания бисера, обусловлен психологическими особенностями детей младшего школьного возраста, а именно их мотивацией на результат, причем быстрый, а не на сам процесс. Первоначально работа с проволокой позволяет за одно занятие выполнить работу от начала до конца. Интерес к данному виду творчества у детей не иссякает, так как по тематике, технике выполнения, назначению поделок «проволока очень разнообразна».

Второй год обучения по данной программе предполагает изготовление более сложных работ и композиций из бисера. Стремление создать неповторимую вещь вызывает у школьников желание расширять знания о бисероплетении и повышать уровень уже полученных практических умений и навыков.

Так же третий год обучения предусматривает работу с проектами. Творческий проект для воспитанников – это возможность делать что-то интересное самостоятельно в группе или самому, максимально используя свои возможности. Деятельность, позволяющая проявить себя, попробовать свои силы, приложить свои знания, принести пользу и показать публично достигнутый результат этой деятельности, – найденный способ решения проблемы. Он носит практический характер, и что важно, интересен и значим для самих открывателей. Таким образом, при выполнении проекта обучающиеся занимаются мыслительной, коммуникативной (если работают с группой) и практической деятельностью.

Данная программа не дублирует ни одну из вышеперечисленных программ по содержанию. Еще одной ее отличительной особенностью является расширение разнообразия видов работ с бисером (начиная с простых плоских фигурок и заканчивая сложными изделиями), материала, техники плетения (начиная с плоского параллельного плетения и заканчивая дуговым и петельным).

Отличает данную программу еще и то, что по ней могут заниматься дети с ограниченными возможностями здоровья.

Возраст детей, участвующих в реализации программы

Программа рассчитана на детей в возрасте от 7 до 17 лет.

Особенность курса обучения по программе заключается в том, что программа предусматривает возрастные и психологические особенности детей: для детей младшего школьного возраста предусматриваются более легкие и не слишком трудоемкие работы. Дети среднего школьного возраста выполняют более усложненные работы, требующие большей усидчивости и внимательности.

В группы первого года обучения принимаются дети, не имеющие специальных навыков. Программа первого года обучения разработана для детей младшего школьного возраста. Обучение начинается с основ бисероплетения и изготовления простейших плоских фигурок на проволоке. Техника плетения постепенно усложняется, расширяются теоретические знания детей в области бисероплетения, формируются умения выполнять изделия различными способами и методами.

Уровень подготовки обучающихся, поступающих в группы второго и третьего года обучения, определяется собеседованием.

Психологические особенности младших школьников (7-9 лет)

Начало школьного обучения означает переход от игровой деятельности к учебной как ведущей деятельности младшего школьного возраста, в которой формируются основные психические новообразования.

Основной, ведущей деятельностью становится отныне учение, важнейшей обязанностью - обязанность учиться, приобретать знания. А учение - это серьёзный труд, требующий организованности, дисциплины, волевых усилий ребёнка, мобилизации внимания, интеллектуальной активности, самоограничений.

Именно в младшем школьном возрасте развивается внимание. Без сформированной этой психической функции процесс обучения невозможен. Младший школьник может сосредоточенно заниматься одним делом 10-20 минут. Постепенно у ребенка увеличивается объём внимания, повышается его устойчивость, переключение и распределение.

Задача педагога на данном этапе развития детей заключается в знании и учете психологических особенностей младших школьников в обучении и воспитании, проведении комплекса коррекционной работы с детьми, используя различные игры, задания, упражнения.

Психологические особенности средних школьников (10-17 лет)

Средний школьный возраст рассматривается как весьма важный этап развития в силу того, что происходящие в этом возрасте изменения являются существенными для правильной оценки закономерностей развития в более позднем периоде.

В рассматриваемый период интенсивно происходит развитие самосознания. Это выражается, прежде всего, в возникновении чувства взрослости. Сущность его состоит в том, что подросток испытывает огромное стремление к самоутверждению себя как личности равной взрослому, требует, чтобы с ним считались, уважали его мнение. Ощущая себя взрослым, школьник стремится отмежеваться от всего, что кажется ему детским.

Характерной чертой ребенка данного возраста можно назвать его специфическую селективность: интересные дела или интересные занятия являются очень увлекательными для ребят, поэтому теперь они могут довольно долго сосредотачиваться на чём-то одном. Организация процесса учебы и воспитания должна быть таковой, чтобы у подростка не было возможности, времени или желания отвлекаться от учебного процесса на посторонние дела.

Психологические особенности детей с ограниченными возможностями здоровья

Для большинства детей с ограниченными возможностями здоровья характерна повышенная утомляемость. Они быстро становятся вялыми или раздражительными, плаксивыми, с трудом сосредоточиваются на задании. При неудачах быстро утрачивают интерес, отказываются от выполнения задания. У некоторых детей в результате утомления возникает двигательное беспокойство. Ребенок начинает суетиться, усиленно жестикулировать и гримасничать.

У других детей с ограниченными возможностями здоровья отмечается повышенная возбудимость, беспокойство, склонность к вспышкам раздражительности, упрямству. Для них характерна быстрая смена настроения: то они чрезмерно веселы, шумны, то становятся раздражительными, плаксивыми. При воспитании такого ребенка следует разговаривать с ним спокойным тоном, проявлять доброжелательность и терпение.

У большинства детей с ограниченными возможностями здоровья представления об окружающем крайне ограничены. Поэтому очень важно постепенно расширять кругозор ребенка, знакомить его с различными предметами и явлениями, приучать к новым явлениям осторожно, не перегружая обилием впечатлений.

Дети данной категории, как и все дети, начиная с раннего возраста прежде всего должны научиться некоторым общим правилам поведения. Доброе отношение близких людей в сочетании с требовательностью помогут ему в этом. Необходимо также, чтобы ребенок начинал принимать себя таким, каков он есть, чтобы у него постепенно развивалось правильное отношение к своей болезни, к своим возможностям.

Сроки реализации программы

Программа предназначена для освоения учебного материала в течение 3-х лет детьми разных возрастных групп.

Программа «Бисероплетение» реализуется в объёме часов, из которых:

1 год обучения-144 часа, 2 раза в неделю по 2 часа с перерывом 10 минут;

2 год обучения-216 часа, 2 раза в неделю по 3 часа с перерывом 10 минут;

3 год обучения-216 часа, 2 раза в неделю по 3 часа с перерывом 10 минут.

В объединение дети принимаются - по желанию.

Содержание программы разделено на III этапа обучения:

I этап (1-й год обучения)

Подразумевает обучение детей без базовой подготовки по предмету. Начальный этап обучения, где закладываются основы и формируются начальные знания, умения и навыки, происходит ознакомление обучающихся с материалом, цветом; обучение чтению схем плетения; изучение основных методов и техник работы с бисером; формирование основных навыков работы; определяются перспективы педагогической деятельности, пути раскрытия индивидуальных особенностей воспитанников и развития их творческих способностей. Воспитание доброжелательного отношения друг к другу, аккуратности, усидчивости, трудолюбия, формирование эмоционально-волевой сферы ребенка. Занятия проходят в игровой и занимательной форме.

II этап (2-й год обучения)

Данный этап предназначен для обучения детей, успешно овладевших предыдущим учебным материалом. На втором этапе осуществляется отработка полученных практических навыков, осуществляется изготовление изделий по готовым схемам, происходит развитие вкуса, активизация творческого мышления, повышается уровень мастерства, навык самоконтроля и самовыражения в работе. Оформление детьми более сложных работ. В этой деятельности проявляются миросозерцание и миропонимание окружающей природы, самоутверждение в обществе, самобытность и мастерство.

III этап (3-й год обучения)

Данный этап предназначен для детей, успешно овладевших предыдущим учебным материалом. На третьем году обучения воспитанникам предлагается творческая проектная деятельность, предполагающая вовлечение каждого обучающегося в активный познавательный процесс, творчески развивающая, формирующая навыки исследовательской и поисковой работы.

Детям подросткового возраста взрослый нужен как организатор, способный направить их бурную энергию в «мирное» русло, помочь сделать самостоятельные шаги к самоутверждению. У них явно отсутствует или недостаточно сформированы навыки самостоятельной деятельности. Отработать этот навык позволяет творческая проектная деятельность, предусматривающая планирование собственной деятельности, определение цели, постановку задач, оценку действенности избранных средств и результатов.

Творческий проект – это самостоятельное учебно-творческое задание, выполняемое под руководством педагога и предусматривающее создание общественного полезного продукта (изделия), обладающее субъективной или объективной новизной.

В процессе реализации программы используются разнообразные методы обучения: Объяснительно-иллюстративный, рассказ, беседа, работа с книгой, демонстрация, упражнение, практические работы репродуктивного и творческого характера, методы мотивации и стимулирования, обучающего контроля, взаимоконтроля и самоконтроля, познавательная игра, проблемно-поисковый, ситуационный, экскурсии.

Прогнозируемые результаты и способы их проверки.

К концу первого года обучения обучающийся будет знать:

- что такое «декоративно-прикладное искусство»;

- некоторые сведения из истории бисероплетения;

- основные виды и свойства материалов для бисерного рукоделия;

- терминологию и технологию выполнения изделий из бисера;

- правила безопасности при работе с инструментами;

- основные правила при работе с бисером;

- основы композиции;

- основы цветоведения;

- о роли выразительных средств (форме, цвете, фактуре) в построении декоративного произведения;

- о цветовом круге.

Обучающийся будет уметь:                                                                    

- правильно и безопасно пользоваться инструментами для бисероплетения;

- отличать теплые и холодные цвета;

- пользоваться основными законами композиции;

- закреплять и наращивать проволоку;

- читать схемы изделий;

- выполнять работы в разных техниках плетения.

К концу второго года обучения обучающийся будет знать:

- инструкцию по технике безопасности при работе с инструментами;

- основы композиции и цветоведения;

- основы композиции;

- особенности различных техник плетения изделий;

- правила ухода и хранения изделий из бисера.

Обучающийся будет уметь:                                                                               - пользоваться материалами и инструментами для бисероплетения;

- подбирать гармоничные сочетания цветов для бисерных работ;

- составлять композиции и схемы изделий из бисера;

- выполнять работы в разных техниках плетения изделий;

- передавать единство формы и декора в работе;

- владеть навыком работы в бисероплетении.

К концу третьего года обучения обучающийся будет знать:

- особенности различных техник плетения изделий;

- виды бисера;

- этапы творческого проекта;

- правила по технике безопасности при работе с материалами и инструментами;

- гармонию цвета, гармоничное сочетание цветов.

 Характеристика системы отслеживания результатов.

Отслеживание результатов в детском объединении направлено на получение информации о знаниях, умениях и навыках обучающихся. Для их проверки используются следующие виды и формы контроля:

Вводный контроль дает информацию об уровне подготовки обучающихся. При его проведении используются такие формы, как собеседование и диагностическая беседа для выявления начальных знаний, навыков и умений.

Текущий контроль осуществляется с целью проверки усвоения прошедшего материала и выявления пробелов в знаниях обучающихся. При его проведении используются такие формы, как теоретический диалог, фронтальный опрос, устный опрос, практическая и самостоятельная работа по изготовлению изделий.

Промежуточный контроль осуществляется по мере прохождения темы, раздела и подготавливает обучающихся к контрольным занятиям. Здесь используются следующие формы – тестирование и контрольная работа (карточки-задания и выполнение изделий по предложенным схемам). Данный вид контроля также предусматривает участие в конкурсах и выставках декоративно-прикладного творчества разного уровня.

Итоговый контроль проводится в конце учебного года по сумме показателей за время обучения в объединении и предусматривает выполнение комплексной работы, включающей изготовление изделия по предложенной схеме и творческую работу по собственным эскизам. К формам данного контроля относят: открытое занятие для родителей, презентацию творческих работ, самоанализ.

Учебно – тематический план 1 год обучения.

п\п

Наименование разделов и тем

Общее количество учебных часов

В том числе:

Теорети

ческих

Пракктических

1.

Раздел 1. Вводное занятие. Ознакомление с искусством бисероплетения. История развития бисероплетения. Материалы и приспособления. Инструктаж по технике безопасности. Основы цветоведения. Цветовая гамма.

4

3

1

2.

Раздел 2. Основные способы бисероплетения.

12

6

6

3.

Раздел 3. Плетение плоских фигурок.

15

-

15

4.

Раздел 4.Плетениеобъемных фигурок.

25

-

25

5.

Раздел 5. Цветы.

33

1

32

6.

Раздел 6.Плетениекомпозиций.

39

1

38

7.

Раздел 7. Самостоятельная работа. Изготовление конкурсных выставочных работ. Итоговое занятие.

16

2

14

Всего:

144

13

131

Тематический план – 1 года обучения.

п\п

Наименование разделов и тем

Общее количество учебных часов

В том числе:

Теорети

ческих

Пракктических

Раздел 1. Вводное занятие. Ознакомление с искусством бисероплетения. История развития бисероплетения. Материалы и приспособления. Инструктаж по технике безопасности. Основы цветоведения. Цветовая гамма.

1

Вводное занятие. Ознакомление с искусством бисероплетения. История развития бисероплетения.

1

1

-

2

Материалы и приспособления. Инструктаж по технике безопасности.

1

1

-

3

Основы цветоведения. Цветовая гамма.

2

1

1

Итого:

4

3

1

Раздел 2. Основные способы бисероплетения.

1

Простое низание (цепочка). Плетение навстречу.

2

1

1

2

Параллельное низание (техника параллельного плетения).

2

1

1

3

Низание петлями.

2

1

1

4

Игольчатое плетение или низание столбиком.

2

1

1

5

Круговое, или французское, плетение.

2

1

1

6

Плетение крестом.

2

1

1

Итого:

12

6

6

Раздел 3.Плетение плоских фигурок.

1

Кит.

1

-

1

2

Бабочка.

2

-

2

3

Стрекоза.

2

-

2

4

Рыбка.

2

-

2

5

Змея.

2

-

2

6

Человечек.

2

-

2

7

Заяц.

2

-

2

8

Медведь.

2

-

2

Итого:

15

-

15

Раздел 4. Плетение объемных фигурок.

1

Божья коровка.

1

-

1

2

Утка.

1

-

1

3

Ёжик.

2

-

2

4

Мышь.

2

-

2

5

Кролик.

2

-

2

6

Кот.

2

-

2

7

Собака.

2

-

2

8

Цыплёнок.

2

-

2

9

Поросёнок.

2

-

2

10

Корова.

2

-

2

11

Жираф.

2

-

2

12

Слон.

2

-

2

13

Крокодил.

3

-

3

Итого:

25

-

25

Раздел 5. Цветы из бисера.

1

Основные приёмы, составления композиций.

1

1

-

2

Фиалки.

4

-

4

3

Ромашка.

3

-

3

4

Колокольчики.

5

-

5

5

Васильки.

5

-

5

6

Ландыши.

6

-

6

7

Нарцисс.

3

-

3

8

Букет подснежников.

6

-

6

Итого:

33

1

32

Раздел 6. Плетение композиций.

1

Веточка рябины.

3

-

3

2

Панно ‹‹Морское дно››.

7

1

6

3

Миниатюрные деревья. ‹‹Осеннее дерево››.

6

-

6

4

Куст роз.

6

-

6

5

Берёза.

6

-

6

6

Клён.

6

-

6

7

Ёлка.

5

-

5

Итого:

39

1

38

Раздел 7. Самостоятельная работа. Изготовление конкурсных выставочных работ. Итоговое занятие.

1

Изготовление конкурсных выставочных работ.

15

1

14

2

Итоговое занятие.

1

1

-

Итого:

16

2

14

Всего:

144

13

131

Содержание программы:

1 год обучения.

Раздел 1.Вводное занятие. Ознакомление с искусством бисероплетения. История развития бисероплетения. Материалы и приспособления. Инструктаж по технике безопасности. Основы цветоведения. Цветовая гамма (4 ч).

1.1. Вводное занятие. Ознакомление с искусством бисероплетения. История развития бисероплетения.

Цель, содержание и форм занятий кружка. Режим работы. План занятий. История бисера и его применение. Знакомство с направлениями. Демонстрация образцов и изделий.

1.2.Материалы и приспособления. Инструктаж по технике безопасности.

Инструменты и материалы, необходимые для работы. Организация рабочего места. Правила технике безопасности.

1.3.Основы цветоведения. Цветовая гамма.

Понятие о сочетание цветов. Цветовой круг. Тёплая и холодная гамма. Образцы узоров с разными композициями.

Раздел 2. Основные способы бисероплетения (12 ч).

Теоретические сведения. Основные приемы бисероплетения: простое низание (цепочка). Плетение на встречу. Параллельное низание (техника параллельного плетения). Низание петлями. Игольчатое плетение или низание столбиком. Круговое, или французское, плетение. Плетение крестом.

Наращивание проволоки. Изготовление схем (работа со схемами проводится в начале каждой практической работы и предусматривает умение ребёнка читать схему изделия и зарисовывать в тетрадь, а в дальнейшем самостоятельное выполнение схем). Практическая работа. Выполнение образцов.

Раздел 3.Плетение плоских фигурок (15 ч).

Теоретические сведения. Основные приемы бисероплетения, используемые для изготовления изделий на плоской основе. Анализ моделей. Практическая работа. Выполнение отдельных элементов на основе изученных приёмов.

Раздел 4. Плетение объемных фигурок (25 ч).

Теоретические сведения. Основные приёмы бисероплетения, используемые для изготовления объемных игрушек из бисера и бусинок. Техника выполнения. Анализ образцов. Выбор материалов. Цветовое и композиционное решение.

Практическая работа. Выполнение игрушек. Составление композиции.

Раздел 5. Цветы (33 ч).

Теоретические сведения. Основные приёмы бисероплетения, используемые для изготовления цветов: параллельное, петельное, игольчатое плетение, низание дугами. Комбинирование приёмов. Техника выполнения серединки, лепестков, чашелистиков, тычинок, листьев. Анализ моделей. Зарисовка схем.

Практическая работа. Выполнение отдельных элементов цветов. Сборка изделий. Составление композиций.

Раздел 6. Плетение композиций (39 ч).

Теоретические сведения. Техника двойного соединения. Правила выполнения объёмных миниатюр на проволоке. Анализ образцов. Выбор проволоки и бисера. Цветовое решение. Практическая работа. Плетение объёмных миниатюр на основе изученных приёмов. Подготовка основы. Составление композиции. Оформление.

Раздел 7. Самостоятельная работа. Изготовление конкурсных выставочных работ. Итоговое занятие. (16 ч).

7.1.Изготовление поделок на выставки, конкурсы.

7.2.Организация выставки работ учащихся. Обсуждение результатов выставки, подведение итогов, награждение.

Учебно – тематический план 2 год обучения.

п\п

Наименование разделов и тем

Общее количество учебных часов

В том числе:

Теорети

ческих

Пракктических

1.

Раздел 1. Вводное занятие. Инструктаж по технике безопасности.

1

1

-

2.

Раздел 2. Повторение: плоские фигурки.

16

1

15

3.

Раздел 3. Повторение: объемные фигурки.

25

2

23

4.

Раздел 4. Цветы.

62

1

61

5.

Раздел 5. Деревья.

58

1

57

6.

Раздел 6. Плетение композиций.

33

2

31

7.

Раздел 7. Самостоятельная работа. Изготовление конкурсных выставочных работ. Итоговое занятие.

21

2

19

Всего:

216

10

206

Тематический план – 2 года обучения.

п\п

Наименование разделов и тем

Общее количество учебных часов

В том числе:

Теорети

ческих

Пракктических

Раздел 1. Вводное занятие. Инструктаж по технике безопасности.

1

Вводное занятие. Инструктаж по технике безопасности.

1

1

-

Итого:

1

1

-

Раздел 2. Повторение: плоские фигурки.

1

Ящерица.

2

1

1

2

Морж.

1

-

1

3

Лисица.

1

-

1

4

Корова.

1

-

1

5

Сова.

1

-

1

6

Лягушка.

1

-

1

7

Кот.

1

-

1

8

Рыба.

1

-

1

9

Кукла

1

-

1

10

Бабочка.

1

-

1

11

Снежинка.

1

-

1

12

Ёлка.

1

-

1

13

Ангелочек.

1

-

1

14

Снеговик.

1

-

1

15

Дед Мороз.

1

-

1

16

Снегурочка.

1

-

1

Итого:

16

1

15

Раздел 3. Повторение: объемные фигурки.

1

Заяц.

2

1

1

2

Утенок (украшение на карандаш).

1

-

1

3

Божья коровка.

1

-

1

4

Жираф.

1

-

1

5

Свинья.

2

1

1

6

Пингвин.

1

-

1

7

Петух.

2

-

2

8

Баран.

1

-

1

9

Обезьяна.

1

-

1

10

Слон.

2

-

2

11

Калибре.

2

-

2

12

Кот.

1

-

1

13

Собака.

1

-

1

14

Дракон.

3

-

3

15

Ёлка.

1

-

1

16

Снегурочка.

1

-

1

17

Санта.

1

-

1

18

Снеговик.

1

-

1

Итого:

25

2

23

Раздел 4. Цветы.

1

Роза.

5

1

4

2

Васильки.

3

-

3

3

Колокольчики.

4

-

4

4

Анютины глазки.

6

-

6

5

Гиацинт.

7

-

7

6

Мак.

5

-

5

7

Лесная фиалка.

6

-

6

8

Ромашки.

3

-

3

9

Ландыши.

4

-

4

10

Лилии.

6

-

6

11

Одуванчики.

4

-

4

12

Гвоздика

6

-

6

13

Лаванда

3

-

3

Итого:

62

1

61

Раздел 5. Деревья.

1

Рябина.

8

1

7

2

Берёза.

8

-

8

3

Глициния.

7

-

7

4

Бонсай.

9

-

9

5

Цветущая вишня.

9

-

9

6

Осеннее дерево.

8

-

8

7

Сакура.

9

-

9

Итого:

58

1

57

Раздел 6. Плетение композиций.

1

Композиция ‹‹Паучок››.

6

1

5

2

Панно ‹‹Стрекозы››.

5

1

4

3

Композиция ‹‹Нежность››.

7

-

7

4

Сердце.

6

-

6

5

Композиция ‹‹Лесное чудо››.

9

-

9

Итого:

33

2

31

Раздел 7. Самостоятельная работа. Изготовление конкурсных выставочных работ. Итоговое занятие.

1

Изготовление конкурсных выставочных работ.

20

1

19

2

Итоговое занятие.

1

1

-

Итого:

21

2

19

Всего:

216

10

206

Содержание программы:

2 год обучения.

Раздел 1. Вводное занятие. Инструктаж по технике безопасности (1 ч).

Цель, содержание и форм занятий кружка. Режим работы. План занятий. Организация рабочего места. Правила технике безопасности.

Раздел 2. Повторение: плоские фигурки (16 ч).

Повторение теоретических сведений об основных приемах бисероплетения, изготовления изделий на плоской основе. Практическая работа. Выполнение отдельных элементов на основе изученных приёмов.

Раздел 3. Повторение: объемные фигурки (25 ч).

Повторение основных приёмов бисероплетения, используемых для изготовления объемных игрушек. Практическая работа. Выполнение игрушек. Составление композиции.

Раздел 4. Цветы (62 ч).

Использование основных приёмов бисероплетения для изготовления цветов. Изготовление листьев, лепестков. Завершение работы над цветком. Придание эстетического вида, обкручивание стебля зеленой ниткой.

Раздел 5. Деревья (58 ч).

Теоретические сведения. Анализ образцов. Приемы бисероплетения, используемые для изготовления деревьев. Комбинирование приемов. Техника выполнения.  Выбор материалов. Цветовое и композиционное решение.

Практическая работа. Выполнение отдельных элементов. Формирование ствола. Сборка и закрепление деревьев в горшке.

Раздел 6. Плетение композиций (33 ч).

Теоретические сведения. Основные приёмы бисероплетения, используемые для изготовления фигурок животных, цветов: параллельное, петельное, игольчатое, круговое плетение. Анализ моделей. Практическая работа. Выполнение отдельных элементов фигурок животных и цветов. Сборка изделий. Подготовка основы декоративного панно: обтягивание картона тканью. Составление композиции. Прикрепление элементов композиции к основе. Оформление панно.

Раздел 7. Самостоятельная работа. Изготовление конкурсных выставочных работ. Итоговое занятие (21 ч).

7.1.Изготовление поделок на выставки, конкурсы.

7.2 Организация выставки работ учащихся. Обсуждение результатов выставки, подведение итогов, награждение.

Учебно – тематический план 3 год обучения.

п\п

Наименование разделов и тем

Общее количество учебных часов

В том числе:

Теорети

ческих

Пракктических

1.

Раздел 1. Вводное занятие. Инструктаж по технике безопасности.

1

1

-

2.

Раздел 2. Плоские фигурки.

16

1

15

3.

Раздел 3. Объемные фигурки.

36

1

35

4.

Раздел 4. Плетение композиций.

83

-

83

5.

Раздел 5.Кухня для куклы.

14

1

13

6.

Раздел 6. Комната для куклы.

15

-

15

7.

Раздел 7.Плетение на леске.

31

1

30

8.

Раздел 8. Самостоятельная работа. Изготовление конкурсных выставочных работ. Итоговое занятие.

20

1

19

Всего:

216

6

210

Тематический план – 3 года обучения.

п\п

Наименование разделов и тем

Общее количество учебных часов

В том числе:

Теорети

ческих

Пракктических

Раздел 1. Вводное занятие. Инструктаж по технике безопасности.

1

Вводное занятие. Инструктаж по технике безопасности.

1

1

-

Итого:

1

1

-

Раздел 2. Повторение: плоские фигурки.

1

Утка.

2

1

1

2

Лошадка.

1

-

1

3

Знаки зодиака.

2

-

2

4

Ажурная бабочка.

2

-

2

5

Набор украшений ‹‹Ящерица››.

3

-

3

6

Гитара (брелок).

1

-

1

7

Бабочка (брошка).

2

-

2

8

Снежинка.

2

-

2

9

Звезда (игрушка на ёлку).

1

1

Итого:

16

1

15

Раздел 3. Повторение: объемные фигурки.

1

Панда.

2

1

1

2

Крыса.

1

-

1

3

Змея.

1

-

1

4

Крот.

1

-

1

5

Сердечко (брелок).

2

-

2

6

Смешарики.

5

-

5

7

Утка.

1

-

1

8

Панда.

2

-

2

9

Дракон.

5

-

5

10

Летучая мышь.

2

-

2

11

Осьминог.

4

-

4

12

Оса

1

-

1

13

Осёл.

2

-

2

14

Жар птица.

3

-

3

15

Морской конёк.

1

-

1

16

Морж.

1

-

1

17

Какаду.

1

-

1

18

Попугай.

1

-

1

Итого:

36

1

35

Раздел 4. Плетение композиций.

1

Божья коровка на клевере.

2

-

2

2

Органайзер.

4

-

4

3

Композиция ‹‹Весна››.

7

-

7

4

Розы.

6

-

6

5

Одуванчики.

5

-

5

6

Композиция ‹‹Восторг››.

8

-

8

7

Композиция ‹‹Нежность››.

8

-

8

8

Ловушка для снов.

6

-

6

9

Кукла оберег.

6

-

6

10

Композиция ‹‹Восьмёрка››.

6

-

6

11

Композиция ‹‹Деревенский двор››.

12

-

12

12

Кустик клубнички.

8

-

8

13

Рыбка.

5

-

5

Итого:

83

-

83

Раздел 5. Кухня для куклы.

1

Корзинка.

2

1

1

2

Конфетчица.

1

-

1

3

Весы.

1

-

1

4

Чайник.

1

-

1

5

Мерная кружка.

1

-

1

6

Рукавички.

1

-

1

7

Сковорода.

1

-

1

8

Кастрюля.

1

-

1

9

Ножницы.

1

-

1

10

Фартук.

1

-

1

11

Кастрюля плоская.

1

-

1

12

Чашки.

1

-

1

13

Ложка, лопатка, нож.

1

-

1

Итого:

14

1

13

Раздел 6.Комната для куклы.

1

Диван.

3

-

3

2

Столик.

1

-

1

3

Коврик.

1

-

1

4

Часы.

1

-

1

5

Настольная лампа.

2

-

2

6

Этажерка.

2

-

2

7

Подушка.

1

-

1

8

Корзина.

1

-

1

9

Пальма в кадушке.

2

-

2

10

Вьюнок.

1

-

1

Итого:

15

-

15

Раздел 7.Плетение на леске.

1

Браслет.

3

1

2

2

Колье.

5

-

5

3

Куклы.

5

-

5

4

Браслет в Египетском стиле.

5

-

5

5

Браслет ‹‹Цифры››.

6

-

6

6

Набор украшений ‹‹куб››

7

-

7

Итого:

31

1

30

Раздел 8. Самостоятельная работа. Изготовление конкурсных выставочных работ. Итоговое занятие.

1

Изготовление конкурсных выставочных работ.

19

-

19

2

Итоговое занятие.

1

1

-

Итого:

20

1

19

Всего:

216

6

210

Содержание программы:

3 год обучения.

Раздел 1. Вводное занятие. Инструктаж по технике безопасности (1 ч).

Цель, содержание и форм занятий кружка. Режим работы. План занятий. Организация рабочего места. Правила технике безопасности.

Раздел 2. Повторение: плоские фигурки(16ч).

Повторение теоретических сведений об основных приемах бисероплетения, изготовления изделий на плоской основе. Практическая работа. Выполнение отдельных элементов на основе изученных приёмов.

Раздел 3. Повторение: объемные фигурки (36ч).

Повторение основных приёмов бисероплетения, используемых для изготовления объемных игрушек. Практическая работа. Выполнение игрушек. Составление композиции.

Раздел 4. Плетение композиций (83ч).

Практическая работа. Плетение композиций с использованием не только бисера, но и нетрадиционные материалы: блестки, стразы, пуговицы, морские ракушки, лыко и т.д.  Выполнение отдельных элементов композиций. Сборка изделий. Составление композиции. Анализ моделей.

Раздел 5. Кухня для куклы(14ч).

Теоретические сведения. Основные приёмы бисероплетения, используемые для изготовления предметов кухни. Практическая работа. Выполнение отдельных элементов на основе изученных приёмов. Сборка изделий. Анализ моделей.

Раздел 6.Комната для куклы(15ч).

Теоретические сведения. Основные приёмы бисероплетения, используемые для изготовления предметов комнаты. Практическая работа. Выполнение отдельных элементов на основе изученных приёмов. Сборка изделий. Анализ моделей.

Раздел 7.Плетение на леске(31ч).

Теоретические сведения. Традиционные виды бисероплетения. Цепочка-веночек, цепочка- восьмерка, односторонняя цепочка с петельками, двусторонняя цепочка с петельками. Назначение и последовательность выполнения. Условные обозначения. Практическая работа.

Раздел 8. Самостоятельная работа. Изготовление конкурсных выставочных работ. Итоговое занятие (20 ч).

7.1. Изготовление поделок на выставки, конкурсы.

7.2 Организация выставки работ учащихся. Обсуждение результатов выставки, подведение итогов, награждение.

Методическое обеспечение программы.

Образовательная трехгодичная программа «Волшебный бисер» составлена с учетом требований современной педагогики и корректировалась в процессе реализации программы. Усвоение материала осуществляется по принципу «от простого к сложному» и происходит поэтапно от раздела до раздела.

Изучая раздел, дети одновременно знакомятся с материалами, инструментами, приобретают навыки работы с бисером, учатся пользоваться различными схемами плетения. При появлении у детей затруднений в усвоении какой-либо теме, в логику организации обучения вносятся соответствующие коррективы, дополнения, разрабатываются творчески ориентированные методы для более эффективного восприятия данной темы детьми.

Основные задачи обучения: развитее творческих способностей, сенсомоторики, формирование таких человеческих качеств, как усидчивость, аккуратность, терпение, трудолюбие.

Формы проведения занятий п бисероплетению.

Программа «Волшебный бисер» предусмотрено использование различных форм проведения занятий: игра, сказка, литературная гостиная, презентация, выставка-праздник, КВН, изобретение, соревнование, консультация, посиделки, импровизация, практические занятия.

Проведение занятий-экскурсий в музей, на природу позволяют расширить кругозор детей, обогащать их фантазию, активизировать внимание детей к выполняемой работе, повышать творческий уровень воспитанников.

Методы работы, используемые на занятиях по бисероплетению.

В процессе реализации программы используются разнообразные методы обучения: объяснительно-иллюстративный, рассказ, беседы, работа с книгой, демонстрация, упражнение, практические работы репродуктивного и творческого характера, методы мотивации и стимулирования, обучающего контроля, взаимоконтроля и самоконтроля, познавательная игра, проблемно- поисковый, ситуационный, экскурсии.

Использование данных форм и методов работы позволяет педагогу решать воспитывающие, развивающие, обучающие, задачи программы.

Подведение итогов.

Подведение итогов очень важный этап работы, поскольку он обеспечивает формирование у детей представление о результативности своей деятельности, развивает их самопознание. Важно, чтобы анализ деятельности детей, оставил у них только позитивные чувства и стремление к дальнейшей работе. Подведение итогов проводится в течение учебного года, по окончании больших тем, а также после участия в выставках и конкурсах. В конце каждого этапа проводится итоговое занятие, с обязательным применением игровых приёмов. Подведение итогов носит торжественный, доброжелательный характер.

Условия реализации программы.

Учебный кабинет площадью и освещенностью в соответствии с нормами СанПиН (площадь кабинета не менее 2 кв.м. на чел., наименьшая освещенность должна быть не менее 20 Вт на кВ.м.. Помещение должно иметь естественное освещение, направленность светового потока от окна на рабочую поверхность должна быть левосторонней (детей леворуких усаживать особым образом). В учебном помещении должна применятся система общего освещения, которое должно быть равномерным, светильники должны располагаться в виде сплошных или прерывистых линий параллельно линии зрения работающих.).

Оснащение кабинета необходимым методическим материалом:

  1. Тематические подборки схем низания демонстрационных и раздаточных;

  2. Коллекция образцов;

  3. Библиотека литературы по бисероплетению;

  4. Бланки для проведения мониторинга.

Технологическое оснащение кабинета:

  1. мебель по количеству и росту детей;

  2. учебная доска, мел;

  3. ножницы, подставки для бисера, пяльцы, игольницы;

  4. Необходимый материал, приобретённый родителями для детей.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Для педагога:

1.Ануфриева М.Я. Искусство бисероплетения. – Культура и традиции, 1999.

2.Бенсон Э. Бисероплетение. – АСТ, 2011.

3.Виноградова Е.Г. Большая книга бисера. – «Кристалл», 2000.

4.Дикт Д. Цветы из бисера в вашем доме. – М.: Мартин, 2007.

5.Конышева Н.М. Методика трудового обучения младших школьников. Основы дизайнообразования. – М., 1999.

6.Крочли К. Бисер. Энциклопедия. – АРТ-РОДНИК, 2005.

7.Ликсо Н.Л. Бисер. – Минск: Харвест, 2006.

8.Ляукина М.В. Бисер: Браслеты, "кружево" из бисера, вышитые брошки, пасхальные яйца. – АСТ-ПРЕСС, 1999.

9.Ляукина М.В. Бисер: Техника. Приемы. Изделия. – М.: АСТ-ПРЕСС, 2001.

10.Романова Л.А. Магия бисера. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2005.

11.Тейлор К. Бисер. – Эксмо-пресс, 2000.

12.Чиотти Д. Бисер. – Никола-пресс, 2008.

13.Эрдман О.М. Использование народного декоративно-прикладного искусства как носителя национальной традиции в освоении школьниками культурного наследия своего народа.// Социально-психологические проблемы ментальности. Материалы научной конференции. – Смоленск, 1996.

Для обучающихся:

1.Белов Н.В. Фигурки из бисера. – Минск: Харвест, 2007.

2.Божко Л. Бисер. - М.: Мартин, 2000.

3.Гусева Н.А. 365 фенечек из бисера. – М.: Айрис-пресс, 2003.

4.Лындина Ю. Игрушечки из бисера. – Культура и традиции, 2006.

5.Лындина Ю. Фигурки из бисера. – Культура и традиции, 2001.

6.Морас И. Животные из бисера. Новые идеи для вашего творчества. – АРТ-Родник, 2008.

7.Ткаченко Т.Б., Стародуб К.И. Бисер, драгоценные камни и Фен-шуй. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2005.


Источник: https://kopilkaurokov.ru/prochee/prochee/proghrammapobisieroplietieniiu



Рекомендуем посмотреть ещё:


Закрыть ... [X]

Дополнительная образовательная общеразвивающая программа «Бисероплетение» Как правильно нанести касторовое масло на ресницы


Общеразвивающая программа дополнительного образования «Бисероплетение» Общеразвивающая программа дополнительного образования детей. - Маам. ру Образовательная программа кружка «Бисероплетение» "Дом детского." Дополнительная образовательная программа по бисероплетению Программа дополнительного образования «Бисероплетение» Авторская образовательная программа по бисероплетению Общеразвивающая программа по бисероплетению Программа по бисероплетению - прочее, прочее «Методика Д. Дейвиса по устранению дислексии» Базы под лак, защитные основы для маникюра, средства для Виды челок: подбор по форме лица и типу волос (фото)

Похожие новости