Межличностные отношения их виды и формы


Наименование:


реферат Виды и функции межличностных отношений

Информация:

Тип работы: реферат. Добавлен: 09.08.2012. Сдан: 2011. Страниц: 5. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


     Содержание 
 
 

Сущность межличностных отношений 3
Виды межличностных отношений 4
Сущность общения 5
Структура общения 6
Функции и средства общения 9
Взаимосвязь общения и отношения 11
Заключение 13
Литература 15 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

 
     Межличностные отношения — это совокупность связей, складывающихся между людьми в форме чувств, суждений и обращений друг к другу.
     Межличностные отношения включают:
     1) межличностные отношения их виды и формы восприятие и понимание людьми  друг друга;
     2) межличностную  привлекательность  (притяжение и симпатия);
     3) взаимодействие и поведение (в  частности, ролевое).
     Компоненты  межличностных отношений:
     1) когнитивный компонент — включает в себя все познавательные психические процессы: ощущения, восприятие, представление, память, мышление, воображение. Благодаря этому компоненту происходит познание индивидуально-психологических особенностей партнеров по совместной деятельности и взаимопонимание между людьми. Характеристиками взаимопонимания являются:
     а) адекватность — точность психического отражения воспринимаемой личности;
     б) идентификация — отождествление индивидом своей личности с личностью  другого индивида;
     2) эмоциональный компонент — включает положительные или отрицательные переживания, возникающие у человека при межличностном общении с другими людьми:
     а) симпатии или антипатии;
     б) удовлетворенность собой, партнером, работой и т.д.;
     в) эмпатия — эмоциональный отклик на переживания другого человека, который может проявляться в  виде сопереживания (переживания тех  чувств, которые испытывает другой), сочувствия (личностного отношения  к переживаниям другого) и соучастия (сопереживание, сопровождаемое содействием);
     3) поведенческий компонент — включает мимику, жестикуляцию, пантомимику, речь и действия, выражающие отношения данного человека к другим людям, к группе в целом. Он играет ведущую роль в регулировании взаимоотношений. Эффективность межличностных отношений оценивается по состоянию удовлетворенности — неудовлетворенности группы и ее членов.
 
     1) производственные отношения — складываются между сотрудниками организаций при решении производственных, учебных, хозяйственных, бытовых и др. проблем и предполагают закрепленные правила поведения сотрудников по отношению друг к другу. Разделяются на отношения:
     а) по вертикали — между  руководителями и подчиненными;
     б) по горизонтали — отношения между  сотрудниками, имеющими одинаковый статус;
     в) по диагонали — отношения между  руководителями одного производственного  подразделения с рядовыми сотрудниками другого;
     2) бытовые взаимоотношения — складываются вне трудовой деятельности на отдыхе и в быту;
     3) формальные (официальные) отношения  — нормативно предусмотренные взаимоотношения, закрепленные в официальных документах;
     4) неформальные (неофициальные) отношения  — взаимоотношения, которые реально складываются при взаимоотношениях между людьми и проявляются в предпочтениях, симпатиях или антипатиях, взаимных оценках, авторитете и т.д.
     На  характер межличностных отношений  оказывают влияние такие  личностные особенности, как пол, национальность, возраст, темперамент, состояние здоровья, профессия, опыт общения с людьми, самооценка, потребность в общении и др. Этапы развития межличностных отношений:
     1) этап знакомства — первый этап  — возникновение взаимного  контакта, взаимного восприятия и оценки  людьми друг друга, что во  многом обусловливает и  характер  взаимоотношений между ними;
     2) этап приятельских отношений  — возникновение межличностных  отношений, формирование  внутреннего  отношения людей друг к другу  на рациональном (осознание взаимодействующими  людьми достоинств и  недостатков  друг друга) и эмоциональном  уровнях (возникновение  соответствующих  переживаний, эмоционального  отклика  и т.д.);
     3) товарищеские отношения —  сближение  взглядов и оказание поддержки  друг другу; характеризуются  доверием.
 
     Межличностное общение выступает необходимым  условием бытия людей, без которого невозможно полноценное формирование не только отдельных психических  функций, процессов и свойств  человека, но и личности в целом. Вот почему изучение этого сложнейшего  психического феномена как системного образования, имеющего многоуровневую структуру и только ему присущие характеристики, является актуальным для психологической науки.
     Сущность  межличностного общения заключается  во взаимодействии человека с человеком. Именно этим оно отличается от других видов деятельности, когда происходит взаимодействие человека с каким-либо предметом или вещью.
     Взаимодействующие при этом личности удовлетворяют  свою потребность в общении друг с другом, в обмене информацией  и пр. Например, обсуждение двумя  прохожими конфликтной  ситуации, свидетелями которой они только что оказались, или общение при  знакомстве молодых людей друг с  другом.
     В подавляющем большинстве  случаев  межличностное общение почти  всегда оказывается вплетенным в  ту или иную деятельность и выступает  как условие ее выполнения.
     Общение, будучи одним из основных видов деятельности людей, не только постоянно выявляет существенные характеристики личности как объекта и субъекта общения, но и влияет на весь ход ее дальнейшего  формирования, в первую очередь на такие блоки свойств, в которых  выражается отношение человека к  другим людям и к себе. В свою очередь, изменения, происходящие в  людях под давлением  развертывающегося  общения, воздействуют в той или  иной степени на такие базисные свойства личности, в которых проявляется  ее отношение к различным  социальным институтам и общностям людей, природе, общественной и личной собственности, к труду.
 
     В структуре общения различают: 
     1) коммуникативную сторону;
     2) интерактивную сторону;
     3) перцептивную сторону. 

     Коммуникативная сторона общения выражается в обмене информацией между людьми.
     Особенности процесса обмена информацией в процессе человеческого общения:
     1) происходит не только передача  информации, но и ее формирование, уточнение и развитие;
     2) обмен информацией сочетается  с отношением людей друг к  другу;
     3) происходит взаимное влияние  и воздействие людей друг на  друга;
     4) коммуникативное влияние людей  друг на друга возможно только  при совпадении систем  кодификации  у коммуникатора (отправителя)  и реципиента (принимающего);
     5) возможно возникновение  специфических  коммуникативных барьеров  социального  и психологического характера.  Структурные компоненты  общения  как коммуникативной  деятельности:
     1) субъект общения —  коммуникатор;
     2) объект общения — реципиент;
     3) предмет общения —  содержательная  часть отправляемой информации;
     4) действия общения—единицы  коммуникативной  активности;
     5) средства общения — операции, с помощью которых  осуществляются  действия общения;
     6) продукт общения — образование  материального и духовного  характера  как итог общения.
     Интерактивная сторона общения проявляется во взаимодействии людей друг с другом, т.е. обмене информацией, побуждениями, действиями. Цель взаимодействия состоит в удовлетворении своих потребностей, интересов, реализации целей, планов, намерений. Типы взаимодействия:
     1) положительные—взаимодействия, направленные  на организацию совместной  деятельности: кооперация; согласие; приспособление; ассоциация;
     2) отрицательные —  взаимодействия, направленные на нарушение  совместной  деятельности, создание для нее  препятствий: конкуренция;  конфликт; оппозиция; диссоциация.  Факторы,  влияющие на тип  взаимодействия:
     1) степень единства подходов к  решению проблем;
     2) понимание обязанностей и прав;
     3) способы решения возникающих  проблем и др.
     Перцептивная  сторона общения выражается в процессе восприятия, изучения и оценки партнерами друг друга.
     Структурные элементы социальной перцепции:
     1) субъект межличностного  восприятия  — тот, кто воспринимает (изучает)  в процессе общения;
     2) объект восприятия — тот, кого  воспринимают (познают) в процессе  общения;
     3) процесс познания — включает  познание, обратную связь, элементы  коммуникации.
     В процессе общения человек выступает  сразу в двух ипостасях: как объект и как субъект познания.
     Факторы, влияющие на процесс межличностного восприятия:
     1)особенности  субъекта: половые различия (женщины  точнее идентифицируют  эмоциональные  состояния, достоинства и  недостатки  личности, мужчины—уровень интеллекта); возраст, темперамент ( экстраверты  точнее воспринимают, интроверты  — оценивают); социальный интеллект  (чем выше уровень социальных  и общих знаний, тем точнее  оценка при восприятии); психическое  состояние; состояние здоровья; установки—предшествующая  оценка объектов восприятия; ценностные  ориентации; уровень социально- психологической  компетентности и т.д.
     2) особенности объекта:  физический  облик (антропологические —  рост, телосложение, цвет кожи и т.д., физиологические — дыхание,  кровообращение, функциональные — осанка, поза  и походка и  паралингвистические  — мимика, жесты и телодвижения); социальный облик: социальная  роль, внешний облик, проксемические  особенности общения ( расстояние  и расположение общающихся), речевые  и экстралингвистические  характеристики (семантика, грамматика и  фонетика), деятельностные особенности;
     3) отношения между субъектом и  объектом восприятия;
     4) ситуация, в которой происходит  перцепция.

 
     Функции общения — это роли и задачи, которые выполняет общение в процессе социального бытия человека:
     1) информационно-коммуникативная  функция  состоит в обмене информацией между индивидами. Составными элементами общения являются: коммуникатор (передает информацию), содержание сообщения, реципиент (принимает сообщение). Эффективность передачи информации проявляется в понимании информации, ее принятии или непринятии, усвоении. Для осуществления информационно-коммуникативной функции необходимо наличие единой или сходной системы кодификации/декодификации сообщений. Передача любой информации возможна посредством различных знаковых систем;
     2) побудительная функция— стимуляция активности партнеров для организации совместных действий;
     3) интегративная функция — функция объединения людей;
     4) функция социализации — общение способствует выработке навыков взаимодействия человека в обществе по принятым в нем нормам и правилам;
     5) координационная функция — согласование действий при осуществлении совместной деятельности;
и т.д.................
Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.
Источник: https://www.webkursovik.ru/kartgotrab.asp?id=-60051


Закрыть ... [X]

Межличностные отношения (3) - Реферат 2.2 Виды межличностных отношений Как связан мрот с прожиточным минимумом


Реферат - Виды и функции межличностных отношений Общение как форма межличностных отношений Межличностные отношения их виды и формы Межличностные отношения Студопедия Виды межличностных отношений - Bookap Тема 11. Межличностные отношения 2. Виды межличностных отношений Формы межличностных отношений Виды межличностных отношений